Профсоюз пережил смену трёх исторических формаций.
Многие учёные - и историки, и экономисты, и социологи - признают, что революция 1917 года в России сильно повлияла на отношения работников и работодателей в западных странах: начался мощный подъём профсоюзного движения. Конечно, профсоюзы стали активно развиваться и в России.
У истории профсоюзного движения в нашей стране своя специфика: пришлось пережить смену разных общественных формаций. Понятно, что в таких условиях защита прав работников, взаимодействие с органами власти представляются особо сложными задачами. Но профсоюзы с ними справились, а сейчас отвечают на новые вызовы.
Среди многих общественных объединений особое место занимает Челябинская областная организация профсоюза работников народного образования и науки. В этом году организация отмечает поистине значимый юбилей - 100 лет. В союзе с коллегами из других регионов работникам профсоюза пришлось пройти долгий путь.
Началось всё с запретов
История профсоюзов началась с запретов. Так, в Англии в 1799 году приняли закон «О рабочих коалициях», который вообще запрещал и стачки, и проф-
союзы. Аналогичные законы были во Франции, в Германии, США - за создание профсоюза и членство в нём можно было попасть в тюрьму.
Интересно, что о деятельности профсоюзов на заре их истории даже снимали фильмы (правда, не советские кинематографисты). Так, итальянский режиссёр Марио Моничелли в 1963 году снял картину «Товарищи» - о том, как в конце XIX века рабочие текстильной фабрики в Турине решают начать забастовку. Этот сюжет основан на реальных исторических фактах. В фильме снимались такие звёзды, как Марчелло Мастрояни и Анни Жирардо. В картине фигурирует и школьный учитель, на занятия к которому приходят рабочие. В одном из эпизодов он с удивлением замечает, что забастовка - беспрецедентное событие для традиционно консервативного Турина.
В советском же кино учителя часто становились героями фильмов, но вот картину именно о профсоюзном движении в системе образования так и не сняли. Возможно, всё ещё впереди.
А в России I Всероссийская конференция профсоюзов состоялась в октябре 1905 года в Москве. Но во время Первой мировой войны профсоюзы запретили, и лишь после 1917 года они появились снова, начался уже советский период.
События и имена
Ни итальянскому, ни какому-либо другому европейскому профсоюзу не пришлось пройти за свою историю сразу три общественные формации, как это произошло с российским профсоюзом работников народного образования и науки. Работали и при царской власти, и в Советском Союзе, и после перестройки уже в новой России.
Начало же было положено ещё в конце XIX столетия, когда прошли съезды народных учителей. В 1905 году от педагогического сообщества нашего региона в Москву на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию отправился П. МЕЧЕРСКИЙ. Но по-настоящему значимой датой для Южного Урала стало 15 января 1917 года, когда в Челябинской области прошёл первый съезд учителей, на котором приняли решение о создании Педагогического общества взаимопомощи как корпоративно-профессиональной организации с отказом от политической платформы. Это общество стало прообразом профессионального союза, в него вступило 120 человек. Для сравнения: сейчас членов профсоюза в тысячу раз больше.
В марте 1918 года принимают устав Союза деятелей по народному образованию, а с 1922-го в Челябинске действовал профсоюз работников просвещения РСФСР. В 1934 году появилось сразу несколько профсоюзов: работников начальной и средней школы; дошкольных учреждений и детских домов; научных учреждений и вузов; политико-просветительских учреждений.
Трудностей в 1930-е годы хватало, причём иной раз самого неожиданного свойства. К примеру, в архивах обнаружили документ, в котором сельская учительница жалуется на нехватку керосина - в результате по вечерам невозможно проверять работы учеников. Любопытно, что эта жалоба вызвала иронические замечания современных педагогов, которые высказались в том плане, что учительница 1930-х годов удивилась бы, сколько керосина ей понадобилось бы, чтобы заполнить все документы, которые требуются сегодня, в компьютерный век.
Конечно, сказались на педагогическом сообществе и сталинские репрессии, тем не менее в самых непростых условиях профсоюз старался по мере сил защищать права учителей. Способствовало этому повышение уровня образования населения, объявленное государственной политикой.
В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ с профсоюзом работников дошкольных учреждений и детских домов. Затем последовало несколько переименований (например, в мае 1956 года, в августе 1957-го). Наконец в декабре 1964 года появился единый орган - Челябинский обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Следующее переименование отраслевого профсоюза случится лишь через 25 лет.
В разные годы профсоюз области возглавляло немало выдающихся педагогов. Анна ТОКАРЕВА вступила в профсоюз ещё в 1924 году. Ей пришлось трудиться на посту председателя в трудные военные годы, а также в годы восстановления народного хозяйства. С 1960-го по 1975-й обком возглавляла Анна ЗАПОРОЖЕЦ - учитель сельской школы, бывшая руководителем Нязепетровского районного отдела народного образования. Ей на смену пришла Ольга ЛЫСЕНКО, которая на этом посту проработала до 1980 года. Илья ДОЛМАТОВ (председатель с 1980-го по 1985 год), Герман КРЫЛОВ (с 1985-го по 1989-й), Владимир КОЗИН (с 1989-го по 2005 год).
Очередное переименование произошло в ноябре 1988 года. Теперь педагогов объединял профсоюз работников народного образования и науки. Переименование означало и сокращение штатов, изменение структуры: были созданы советы председателей профсоюзных комитетов и профорганизаторов.
Испытания нового времени
Но подлинные изменения и потрясения начались уже в 1990-е годы, с распадом СССР. Работники образования оказались в очень сложной ситуации, а перед профсоюзом встали, пожалуй, самые сложные задачи со времён 1930-40-х годов.
Экономические и социальные потрясения привели к тому, что учителям задерживали и без того небольшую заработную плату, ощущался недостаток материальных ресурсов, каких-либо стимулов к качественному труду, а вот нагрузка не только не уменьшилась, но даже выросла. Профсоюз был вынужден прибегнуть к забастовке, чтобы привлечь внимание властей к проблемам отрасли. В начале 1992 года заработал областной забастовочный комитет. Его председателем избрали учителя школы-интерната № 12 Юлия ГИНЗБУРГА, а заместителем - Юрия КОННИКОВА, который впоследствии, с декабря 2005 года, займёт пост председателя областной профсоюзной организации.
В эти трудные годы удалось проделать большую работу. Так, несколько лет подряд дважды в месяц обком запрашивал в областных финансовых органах информацию о состоянии задолженности по зарплате и другим выплатам, а первички давали информацию об истинном положении дел. И на этой основе раз в месяц проходили личные встречи председателя Владимира Козина с губернатором Петром Суминым.
Так складывались контакты, формы сотрудничества между профсоюзом и правительством области, вырабатывались новые механизмы, и в итоге на фоне общей стабилизации социально-экономической ситуации в стране удалось улучшить положение работников народного образования.
По инициативе председателя Юрия Конникова возрождаются спортивные и творческие традиции педагогов. Это позволяет укрепить связи между городами и районами, обменяться опытом и идеями. Сохраняются все льготы и гарантии благодаря диалогу с исполнительной властью, действию отраслевых соглашений с министерством образования и науки области и в территориях, соглашения с Законодательным собранием области. Безусловно, перед профсоюзом стоит немало вызовов: по-прежнему много споров вокруг новой системы оплаты труда, есть проблемы оптимизации системы образования, обновления кадров, заработной платы младшего обслуживающего персонала и другие вопросы. Но накопленный опыт и авторитет, налаженное взаимодействие с органами власти на самых разных уровнях, а также с общественными организациями позволяют надеяться, что профсоюз справится со всеми вызовами.
Михаил ИЛЬИН
Фото из архива Евгения Клавдиенко и из архива обкома профсоюза работников народного образования и науки.