Принципы вместо идеологии.

17.02.2017

Кто помогает педагогам защищать их права?

100 лет исполняется в этом году с того дня, как учителя тогда ещё дореволюционного Челябинска решили создать первое профессиональное объединение.

Как менялись подходы в профсоюзной организации за вековую историю, а что оставалось неизменным? В чём ценность советского опыта? Какие новые вызовы ставит нынешний период?

Об этом наш разговор с Юрием КОННИКОВЫМ, председателем Челябинской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Вне политики

- Когда в Челябинске в 1917 году создавали Педагогическое общество взаимопомощи, прообраз профсоюза, то его основатели особо подчёркивали, что будут оставаться вне политики. Сейчас профсоюзы снова сосредоточились на защите прав работников и отказываются от политики. История повторяется?

- Думаю, да. Мы стремимся быть вне политики. Хотя, как говорил Ленин, жить в обществе и быть абсолютно свободным от него нельзя, так что определённые политические процессы на нас влияют. Тем не менее мы не примыкаем ни к каким политическим течениям, не пропагандируем никакой идеологии. Вместо идеологии у нас есть свои принципы и ценности. Среди них социальное партнёрство, социальная справедливость, профессиональная самодостаточность. А многие ценности: уважение к старшим, стремление к добрым делам - вообще свойственны всему нашему народу, но это и неудивительно, ведь мы педагоги и пропагандируем эти вечные человеческие ценности.

Сложных вопросов хватает, и ответы мы стремимся найти в диалоге с властью. То, что было в 90-х годах прошлого века, когда работники образования были вынуждены организовывать забастовки, хочется надеяться, не вернётся, хотя наш «бронепоезд» стоит на запасном пути. Времена меняются. В СССР профсоюзы не могли существовать вне политики, хотя даже по фильмам видно, что им приходилось разрешать самые разные конфликтные ситуации, вплоть до семейных.

- Получается, теперь профсоюзы объединяют представителей разных партий?

- Верно, сегодня каждый член профсоюза выбирает, в какой партии состоять, кому симпатизировать. Мы объединяем представителей разных религиозных конфессий. Конечно, речь не идёт об экстремистских организациях. Если же говорить о политических партиях, которые действуют в рамках закона, то для нас они все равны. И если правящая партия выдвигает такие задачи, как сохранение социальных гарантий педагогов, улучшение их положения, то, конечно, мы эти направления поддерживаем.

- Вы упомянули 1990-е годы, когда вы входили в состав забастовочного комитета. Получается, тогда диалог наладить не удалось? Почему профсоюз образования решился на забастовку?

- Тогда просто наступил предел человеческого терпения. Согласитесь, мы очень терпеливый народ. Если скажут, почему тяжело, обоснуют, объяснят, сколько именно надо потерпеть, то люди идут навстречу. Но тогда учителям вообще ничего впереди не светило. Помню, приезжал я в Карабаш, а там учителя на матах лежат в спортзале - худые, голодные… Зарплату порой выдавали плащами копеечными. Понимаете, мы ведь были единым обществом. И педагоги, и чиновники когда-то были пионерами, комсомольцами. А потом наступил этап, когда мы сели, что называется, по разные стороны стола. И забастовка была единственным способом привлечь внимание к нашим проблемам. Тогда вспомнили и итальянских рабочих из старого фильма, и многое другое из прошлого.

Но, хочу подчеркнуть, очень важно, какой человек оказывается у власти во времена социально-экономических потрясений. Нам повезло, что губернатором тогда был Пётр СУМИН.

Мы находили с ним точки соприкосновения, он честно говорил: сегодня этого не будет, а вот это я сделать для вас смогу. И такой диалог привёл к тому, что удалось не допустить кровопролития, других эксцессов. Другие профсоюзы смотрели, как мы работаем, взаимодействуем с властью, и следовали нашему примеру.

«Люди нам верят»

- Что из советского опыта профсоюзы утратили - и хорошо, что этого больше нет, а что удалось сохранить?

- Пожалуй, хорошо, что нам больше не надо разбирать семейные конфликты, о которых я уже говорил. Нет, к счастью, больше так называемого партийного воспитания и безоговорочного послушания партийным директивам сверху. В советское время мы не со всеми вещами соглашались, но были несвободны в своих решениях.

В СССР невозможно было построить карьеру, если ты не в профсоюзе. Сейчас это дело добровольное, осознанное, и при этом удалось сохранить численность. Значит, люди нам верят, и это нас обязывает ко многому.

Большое значение имели социалистические соревнования. Мы сидели ночами, подводили итоги. Это было очень важно для людей. В иной форме, но мы сохранили это соревнование - сейчас тоже подводим итоги, награждаем лучших. Сохранили также дух солидарности, единой команды. В тяжёлые годы мы не допустили разобщения и продолжали формировать настрой на качественную работу. И сейчас наш профсоюз - не просто союз, а объединение профессионалов. Стремимся поддерживать стабильность в коллективах, взаимодействие между старшим и младшим поколением. Так, у нас работает клуб молодых педагогов, сотрудничаем с ветеранами. Даже те, кто уже ушёл из школ, чувствуют, что их не забыли. Этому помогают такие акции, как «В каждом живёт учитель».

Как повышать зарплату?

- Какую функцию профсоюза вы могли бы назвать самой важной?

- Защита социально-экономических интересов педагогов. В диалоге с властью, депутатами. Я, кстати, планирую встретиться со всеми депутатами Госдумы нового состава от Челябинской области. Надо продолжить работу над решением актуальных проблем, выводить этот процесс при необходимости на федеральный уровень.

Одна из таких проблем - зарплата педагогов. Она, конечно, выросла, но зачастую за счёт нагрузки. А нагрузка грозит профессиональным выгоранием. Это большая проблема, не только медицинская, но и социальная. За рубежом давно проводят исследования на эту тему. Это подтверждают и исследования, проведённые нашим профсоюзом.

- А будут ли менять систему оплаты труда педагогов, вокруг которой столько споров?

- Как пояснили в Министерстве образования России, саму систему сохранят, но модернизируют. Возвращения к единой тарифной сетке с едиными должностными окладами по всей России не будет - для этого просто не хватает средств. В Министерстве образования РФ сообщили, что ждут предложения с мест и будут их рассматривать. Но как конкретно будет проходить этот процесс, пока непонятно. Нам надо активно и профессионально участвовать в этих процессах. Кстати, 45 лет работая в образовании, ни разу не слышал, что средств хватает.

- Какие ещё проблемы привлекают ваше внимание?

- Их немало. Занимаемся также разрешением конфликтов между педагогами, учениками, родителями. Большое значение приобрела правовая защита, мы участвуем в судебных заседаниях - такого в советское время точно не было.

Многие учителя призывают уменьшить бюрократию, необходимость заполнять множество бумаг, выполнять работу, не предусмотренную трудовой функцией (агитировать родителей на выборы, собирать деньги на ремонт, мероприятия, воспитывать родителей и т. д.). Педагог должен учить и воспитывать детей. В этом с южноуральцами солидарны и педагоги из других регионов. Так, учителя из Татарстана жалуются, что от них требуют бесконечное число отчётов и сведений вплоть до того, кто из сотрудников состоит в браке, а кто нет. Беспокоит нас и кадровая ситуация, например сокращение количества педагогов-мужчин. Это тоже общая беда для всех регионов.

- А как вы расцениваете политику оптимизации образовательных учреждений?

- Здесь надо понимать, что оптимизация прежде всего связана с освобождением и распределением средств. Когда требуют 100%-ного выполнения указов о повышении среднего уровня зарплат педагогов, а денег не хватает, сокращают количество образовательных организаций и специалистов, при этом растёт нагрузка. А значит, теряется главный смысл майских указов президента, ведь глава государства в числе целей указывал и повышение уровня образования. Если учитель получает более высокую зарплату, то и учит лучше.

Но при больших нагрузках о каком-то качестве говорить уже не приходится. В итоге получается, кто пахал, тот так и пашет. Даже если педагог и захочет повысить качество своей работы, то просто из-за нагрузки не сможет сделать этого - не хватит у него ни физических, ни моральных сил. Что мы имеем в результате? Решают какие-то временные задачи - по оптимизации, поиску денег, но усугубляются долговременные проблемы: мы теряем поселковые школы, детсады, а в итоге и сами посёлки, «выгорают» педагоги, подвергаем опасности жизни детей и педагогов при перевозках, падает уровень образования и т. д. Поэтому здесь надо ещё работать и работать.

- Есть ли для этого возможности, ресурсы?

- Считаю, что есть. Очень важно, что у нас есть большая замечательная армия профсоюзных лидеров и активистов. Огромная сердечная благодарность вам, дорогие товарищи по профсоюзу. Благодаря этому мы имеем возможность получать реальную информацию из коллективов и осуществлять тесное взаимодействие и обратную связь. Результат будет, если лидеры грамотные, и поэтому много внимания уделяем обучению и профсоюзных лидеров, и руководителей организаций. Только в 2016 году мы обучили более 8 тысяч человек. Мы на региональном уровне достаточно независимы. Другое дело, что на местах председатель профсоюзной ячейки - работник организации, а значит, зависит от руководителя. Так что здесь большое значение имеет мудрость сторон, желание сотрудничать. Бывает, что и у директора «корона» на голове, но бывает, что и у члена профсоюза амбиции зашкаливают. Мы в таких ситуациях всегда на стороне закона, всегда за диалог и результат. И опыт показывает, что такая политика приносит свои плоды. Абсолютное большинство руководителей всех уровней - народ мудрый. И поэтому поздравляю с юбилеем профсоюза наших социальных партнёров, благодарю за взаимопонимание, совместную работу по защите интересов работников образования.

Михаил ИЛЬИН

Фото Александра ФИРСОВА и из архива обкома профсоюза работников народного образования и науки


дата создания: 17.02.2017 20:49, дата последнего изменения: 17.02.2017 20:50